Garage 89

Персонификация и тюнинг Вашего автомобиля

г.Губкинский

часы работы:

Пн - Пт 

Сб - Вс 

предварительная

запись по тел.

6 - 13 - 40   или

8 904 455 13 40

Кислород, пропан.

Статьи

Катализатор

catalizatorКаталитический конвертер-нейтрализатор или катализатор представляет собой элемент выхлопной системы, который снижает токсичность газов, образующихся в результате сгорания топлива. При этом конструкция катализатора довольна проста. Он представляет собой блок-носитель из огнеупорной керамики, вся его полость заполнена множеством продольных ячеек, что позволяет максимально увеличить площадь контакта с отработанными газами. Керамический блок обычно помещен в металлический корпус, а между ними находится прослойка теплоизолятора. На поверхность ячеек тонким слоем наносят смесь, состоящую из платины, родия и палладия. Эти элементы и обеспечивают снижение токсичности отработанных газов посредством химической реакции в условиях высокой температуры (300°С). Так углеводород превращается в обычный водяной пар, опасный оксид азота восстанавливается до безопасного азота, а угарный газ переходит в обычную углекислоту. Катализатор устанавливают и на бензиновый, и на дизельный ДВС непосредственно перед глушителем или за выпускным коллектором.

В процессе работы двигателя для окисления топлива необходимо определенное количество кислорода воздуха. Причем работа двигателя автомобиля будет идеальной лишь в случае полного окисления топлива, когда постоянное соотношение воздух-топливо равно 14,7:1 соответственно. Это золотое равновесие названо стехиометрическим составом горючей смеси. При этом контроль состава топливно-воздушной смеси осуществляется посредством специальных датчиков концентрации кислорода или лямбда-зондов. Расположены датчики в выхлопной системе до, и после катализатора, catalizator1а их функция сводится к измерению количества кислорода в отработанных газах. После чего полученная информация в виде электрического сигнала направляется в ЭБУ системы управления двигателем.

В общем, вся эта система призвана служить на благо экологии нашей планеты. Существуют европейские стандарты (Евро-1 – Евро-6) на предельно допустимое содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобиля. Причем каждая страна по-разному заботится о нашей природе. Так в Европе и США достаточно жестко регламентируется количество токсичных веществ в выхлопе, на данный момент авто производители должны комплектовать машины согласно стандарту Евро-5. В России законодатели более лояльно подходят к этому вопросу, и вредных веществ в выхлопном газе машин нашей страны может содержаться значительно больше.

Таким образом, каталитический нейтрализатор служит на благо человечества и автомобилистов в частности. Но лишь до тех пор, пока он находится в исправном состоянии. Ведь по сути катализатор является фильтром пусть и на основе драгметаллов, и работает он исправно, не отнимая мощности у мотора, лишь до тех пор, пока не забит.

Что губит катализатор?catalizator2

На срок службы катализатора влияет ряд факторов. В первую очередь это использование некачественного топлива с содержанием свинца, серы, фосфора, железа, применение цинковых присадок к маслу, подгорание моторного масла в подержанных двигателях. На работу конвектора также негативно влияют неполадки в топливной системе. В обоих случаях количество токсичных газов увеличивается в разы, а значит, фильтр засоряется быстрее. Как уже было сказано, конвектор работает в условиях высоких температур, иногда может происходить его прогорание. Стоит иметь в виду, что керамика, из которой выполнены ячейки катализатора, является достаточно хрупким материалом. И при механическом воздействии они могут попросту осыпаться, окончательно закрыв проход выхлопным газам. Любые удары по корпусу катализатора, например, в результате попадании машины на скорости в выбоину приведут к скорому выходу конвектора из строя. А дальше все просто, фильтрующий элемент забит, машина начинается задыхаться своими же выхлопными газами.

Симптомы выхода катализатора из строя:

  • Постоянно загорается "Check Engine", сообщая об ошибке в ЭБУ. Таким образом, датчик лямбда зонда сигнализирует о том, что катализатор неисправен.
  • Снижение мощности двигателя, провалы в тяге на низких оборотах, в особо плачевных случаях машина попросту глохнет.
  • Повышение расхода топлива.
  • Нетипичный звуки, дребезжание и запах гари в салоне автомобиля.

Менять или удалять катализатор?

В том случае, если ваша машина стала несчастным обладателем хотя бы одного из перечисленных симптомов, рекомендуется незамедлительно отправиться на автосервис. И что же нам предлагают специалисты? Конечно, перво-наперво, можно произвести замену вышедшего из строя катализатора. Вот только стоимость новой оригинальной запчасти будет варьировать в пределах 30-150 тыс. руб. Согласитесь, совсем недешевое удовольствие! Дороговизна каталитического нейтрализатора обусловлена применением для его производства дорогих металлов. Можно поставить и дубликат за 5-10 тыс. руб., только велика вероятность того, что через 3-4 месяца аналогичные проблему дадут о себе знать. Логика проста: чем ниже стоимость, тем меньше каталитических элементов, тем быстрее конвектор выйдет из строя.

Некоторые горе-мастера предлагают еще один вариант: удалить внутренности конвектора, когда катализатор отпиливают, забитый фильтр удаляют, металлический корпус приваривают обратно либо заменяют его куском трубы. Причем даже никаких разговоров не ведется о работе лямбда-зондов. В общем, дешево и сердито. А сердито потому, раньше горячая смесь выхлопа частично теряла скорость и температуры при прохождении через катализатор. Теперь же звук вашего автомобиля станет намного громче, а раскаленные выхлопные газы будут действовать на все детали выхлопной системы. А что же с датчиками кислорода? Ведь они не в курсе, что катализатора больше нет! Первый лямбда-зонд, установленный до катализатора, регулирует состав топливно-воздушной смеси и будет работать все также исправно. А вот второй начнет фиксировать поломку несуществующего катализатора, и в попытках его защитить датчик начнет посылать сигналы о необходимости снижения температуры в камере сгорания посредством увеличения подачи топлива. В итоге мы получаем увеличение расхода топлива и потерю мощности двигателя.

catalizator3Правильным будет вариант удаления катализатора с заменой его на пламегаситель при корректировке работы датчиков кислорода. Пламегаситель призван снизить тепловую нагрузку на выхлопную систему. Лямбда-зонд при этом либо отключают, либо осуществляется перепрограммирование работы блока управление на режим без катализатора, так называемый переход на ЕВРО-2, также возможна установка специальных обманок лямбда зондов. В любом случае при удалении катализатора к каждой машине требуется индивидуальный подход в зависимости от ее изначальных норм токсичности (ЕВРО-2, ЕВРО-3, ЕВРО-4, ЕВРО-5). И эту работу стоит доверять профессионалам, лишь тогда ваша любимая машина, получив глоток воздуха, порадует хозяина прибавкой мощности!В завершении стоит рассказать о том, как изначально продлить работу каталитического нейтрализатора. Во-первых, необходимо заправлять машину качественным топливом на проверенных АЗС. В этом вопросе экономить, конечно же, не стоит, ведь за добротный бензин спасибо скажет не только катализатор, но и каждый элемент ДВС. Во-вторых, своевременно проводить техническое обслуживание всей выхлопной и топливной системы – чистить форсунки, менять свечи и топливные фильтры. В общем, правила просты и всем автомобилистам давно известны!Ну а если, Вам все же не удалось уберечь конвектор и он требует замены, то, как уже было сказано, стоит обращаться только к профессионалам, не пытая счастье самостоятельно.